Зрительная гимнастика во время работы на компьютере
Упражнение 1 (со зрительными метками)
В компьютерном классе заранее подвешиваются высоко на стенах, в углах, в центре стены яркие зрительные метки. Ими могут быть игрушки или красочные картинки (4—6 меток). Игрушки (картинки) целесообразно подбирать так, чтобы они составляли единый зрительно-игровой сюжет, например, из известных сказок. Сюжеты учитель может придумывать сам и менять их время от времени. Примерами игровых сюжетов могут быть следующие. В центре стены помещается машина (или голубь, или самолетик, или бабочка). В углах под потолком стены — цветные гаражи. Детям предлагается проследить взором проезд машины в гаражи или на ремонтную площадку. Голубь может лететь на веточку или в домик.
Методика проведения упражнения.
- Поднять детей с рабочих мест: упражнение проводится у рабочего места.
- Объяснить детям, что они должны делать: по команде учителя, не поворачивая головы, одним взглядом глаз прослеживать движение машины в синий гараж, затем в зеленый и т. д. Очень важно сделать акцент на то, чтобы глаза смотрели без поворота головы.
- Учитель предлагает переводить взор с одной метки на другую под счет 1, 2, 3, 4.
- Целесообразно показывать детям, на каком предмете необходимо каждый раз останавливать взгляд. Можно направлять взор ребенка последовательно на каждую метку, а можно — в случайном порядке.
- Скорость перевода взора не должна быть очень большой. Переводить взор надо так медленно, чтобы за все упражнение было не больше 12 фиксаций глаз.
- Учитель должен контролировать, чтобы дети во время выполнения упражнения не поворачивали головы.
Упражнение 2 (со зрительными метками и поворотами головы)
Выполняется так же, как предыдущее упражнение, но дети должны выполнять его с поворотами головы. Игровым объектом может служить елочка, которую нужно нарядить. Необходимые для этой цели игрушки и зверушки дети должны отыскивать по всему компьютерному кабинету.
Методика выполнения упражнения.
- Учитель просит детей подняться с рабочих мест и встать около стула, лицом к преподавателю.
- Объясняется задача: вот елочка (на столе или большое изображение елочки на картинке в центре стены или чуть ниже), ее нужно нарядить.
- Учитель просит соблюдать следующие условия: «Стойте прямо, не сдвигая с места ног, поворачивая одну лишь голову, отыщите в компьютерном зале игрушки, которыми можно было бы нарядить елочку, и назовите их».
- Темп выполнения упражнения — произвольный.
- Продолжительность — 1 минута.
Зрительная гимнастика после компьютерного занятия
Выполняется сидя или стоя, при ритмичном дыхании, с максимальной амплитудой движения глаз.
Рекомендуются следующие упражнения:
Упражнение 1.
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль через окно на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.
Упражнение 2.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным об¬разом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 2 раза.
Упражнение 3.
Голову держать прямо. Поморгать, не напрягая глазные мышцы, на счет 1—15.
Упражнение 4.
Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх — налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6; затем налево вверх — направо вниз и по¬смотреть вдаль на счет 1—6.
Упражнение 5.
Закрыть глаза, не напрягая глазные мышцы на счет 1—4, широко рас¬крыть глаза и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 2—3 раза.
Упражнение 6.
Не поворачивая головы (голова прямо), делать медленно круговые движения глазами вверх—вправо—вниз—влево и в обратную сторону: вверх—влево—вниз—вправо. Затем посмотреть вдаль на счет 1—6.
Упражнение 7.
При неподвижной голове перевести взор с фиксацией его на счет 1—4 вверх, на счет 1—6 прямо, после чего аналогичным образом вниз—прямо, вправо—прямо, влево—прямо. Проделать движение на диагонали в одну и другую стороны с переводом глаз прямо на счет 1—6.
Упражнение 8.
На оконном стекле на уровне глаз ребенка крепятся красные круглые метки диаметром 3—5 мм. За окном намечается какой-либо отдаленный предмет для фиксации взгляда вдали. Ребенка ставят около метки на стекле на расстоянии от стекла 30—35 см и предлагают ему посмотреть в течение 10 секунд на красную метку, затем перевести взгляд на отдаленный предмет за окном и зафиксировать взор на нем в течение 10 секунд. После этого по¬очередно переводить взгляд то на метку, то на выбранный предмет. Продолжительность этой гимнастики 1 — 1,5 минуты.